На хабаровском побережье Татарского пролива обострились экологические проблемы

11:46 21 ноября 2019

Выпавший на побережье Татарского пролива снег недолго оставался белым. В считаные дни он побурел, а местами и почернел от угольной и глиноземной пыли, летящей из портовых терминалов по первалка угля, расположенных в портах Ванинского и Совгаванского районов Хабаровского края. В больницах двух районов уже заявили о ротсе легочной пневмонии на обслуживаемой территории, а активисты бъют тревогу. Обещания региональных  властей и бизнеса по-прежнему расходятся с реальностью.

Последний массовый  выброс глиноземной пыли, например, зафиксировали в порту Ванино накануне дня рождения Хабаровского края.  Вот что сообщил по этоу поводу сайт «Наша гавань»: «В распоряжении редакции портала оказались фото, на которых видно, как вечером 20 октября 2019 года осуществляется ударная выгрузки глинозема. При этом плотные облака пыли, образующиеся при перегрузке глинозема, несет ветром в сторону жилого сектора, что нарушает условия проживания населения Ванинского муниципального района».

Напомним, ранее региональный Роспотребднадзор привлек к административной ответственности «Порт Ванино» и  его гендиректора за то, что «при выгрузке и перегрузке глинозема не применяются способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды или других средств, которые полностью или максимально исключают выделение пыли в атмосферу».

А ведь в порту до конца так и не решили вопросы с пылеподавлением при перегрузке угля. Несмотря на то, что Ванинский порт тратит до 400 миллионов рублей на экологические мероприятия, угольная пыль периодически летит в Ванино.  Между тем, количество угольных терминалов в Советско-Гаванском промышленном узле растет на глазах, увеличиваются их перегрузочные мощности.

В 2018 году, по данным сайта Морские и речные порты мира, здесь перегрузили 22 млн т угля, а в недалеком будущем объемы перевалки увеличатся вдвое, так уже сегодня пропускная способность железнодорожного подхода к Ванино пока оценивается в 43 млн тонн в год  ведутся интенсивные работы по ее увеличению.

В 2008 году на полуострове к северу от Ванинской бухты, между мысом Бурный и мысом Мучукей-Дуа, компанией СУЭК был построен новый балкерный терминал «Дальтрансуголь» с проектной мощностью 12 миллионов тонн угля в год. К 2020 году АО «Дальтрансуголь» будет перерабатывать 30 миллионов тонн в год.

Также ООО «Сахатранс» в бухте Мучка осуществляется строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса мощностью 24 млн тонн. По информации инвестора, стоимость проекта составит 25,5 млрд рублей. Здесь же терминал по перегрузке угля строит УК «Колмар», резидент ТОР «Южная Якутия» и СПВ. Проект будет реализован в два этапа. На первом — в III квартале 2019 года — будет завершено строительство объектов терминала для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе, к 2023 году, мощности будут увеличены до 24 млн тонн.

Ещё один угольный перегрузочный комплекс запланирован в районе мыса Бурный мощностью 15 млн тонн. Инвестор проекта — ООО «Дальневосточный Ванинский порт», дочерняя структура Тувинской энергетической промышленной корпорации. Цена вопроса — 23,6 млрд рублей. В Советской Гавани компания «Ремсталь» построила крупный терминал по перевалке угля.

РУСАЛ построил в порту Ванино комплекс для перегрузки импортного глинозёма мощностью до 3 млн тонн при полном развитии. АО «Прайм» намерено немерено реализовать проект создания терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов в страны АТР мощностью 2 млн тонн в год. Инвестиции в проект со сроком реализации до 2022 года составят более 30 млрд рублей.

С одной стороны, развитие портовых мощностей на берегу Татарского пролива создает предпосылки для бурного экономического роста Советско-Гаванского узла, а с другой делает вызовы для экологической и социальной обстановки в регионе. Важнейший нюанс заключается в том, что краевые власти должны и просто обязаны использовать пришедший в регион большой бизнес для качественного улучшения жизни местного населения.

И здесь созданием прабочих мест и копеечными вливаниями в социальную инфраструктуру дела не поправишь. А пока речь только о таких «подачках» и идет. Одна из компанией, к примеру, бизнес-проект которой оценивается в десятки миллиардов рублей, гордо заявила о пожертвовании в районный бюджет 12 миллионов рублей. Ах, как много, - даже на ремонт местной больницы не хватит.

Поэтому ситуация в Ванинском и Совгаванском районе накаляется с каждым днем. Обещания губернатора решить экологические и социальные вопросы жителей татарского побережья, данные им в первые месяцы нахождения у власти, не выполняются. В начале февраля, напомним, Фургал приехал в Ванино, на месте изучил ситуацию и выступил с категоричным заявлением.

«Я лично убедился в том, что ситуация в Ванино не простая. Уверен, коммерческие интересы предприятия не должны быть превыше здоровья людей. Поэтому мы ведём глубокий анализ экологической обстановки в посёлке. Закажем научное исследование влияния пыли на здоровье жителей, возьмём данные за последние пять лет. Я уже дал поручение посчитать число бронхолегочных заболеваний. Если наши догадки подтвердятся, будем принимать самые решительные меры, вплоть до обращения к высшему руководству страны», — заявил губернатор.

Прошло полгода, а воз и ныне там, да еще к угольным проблемам добавились глиноземные. Между тем, как выяснилось, на территории п. Ванино и Ванинского района Хабаровского края пункты государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют.

«В рамках своих полномочий «Дальневосточное УГМС» отрабатывает этот вопрос, есть минимальное количество постов. Но субъект может докупить дополнительные посты и установить, такие полномочия у него есть. Потому как не все на сегодняшний день обеспечивается федеральным центром и не все возможно через контрольно-надзорные органы прописать как обязанность. И по этому поводу нужно решать проблемные вопросы, в том числе на уровне края», - отметил Борис Гладких, депутат Государственной думы РФ от Хабаровского края.

Но это может показаться сущей мелочью перед лицом грядущих осложнений. Планируемый ввод новых перегрузочных мощностей только усугубит эколлгическую проблему, если краевые власти не изменят своего отношения к жителям этой части Хабаровского края. Cегодня социальная напряженность здесь достигла такой остроты, что в Интернете развернулась самая настоящая дискуссия местных жителей о возвращении в состав Приморского края, в котором Ванинский и Совгаванский районы администаривно числились в середине прошлого века.

Например, по словам депутата городской думы Совгавани Светланы Балашовой, сейчас в городе сложилась сложная ситуация. Некогда мощный рыболовный флот Советской Гавани в последние годы переживает не лучшие времена. Умерал судоремонтная отрасль города. Последний «живой док» местного СРЗ на днях продан в Приморье. Но больше всего депутата тревожит состояния здравоохранения в муниципалитете.

Светлана Балашова заявила порталу «Наша Гавань», что неоднократно обращалась тогда ещё депутату Госдумы Сергею Фургалу с просьбой помочь местной медицине. Но ответа от парламентария, который занимал пост замруководителя комитета здравоохранения, так и не последовало. Последней каплей терпения стал визит Фургала уже в должности губернатора. После посещения городской больницы он обещал найти 100 миллионов рублей на её ремонт медицинское оснащение и строительство жилья для врачей. Однако обещания так и не воплотились в дела.

По мнению кандидата экономических наук Максима Кривелевича, дискуссия о возвращении в состав Приморья является способом привлечь внимание к бедственному положению города. «У местных жителей сложилось впечатление, что в Приморье им будет жить куда проще, чем в составе Хабаровского края. Одним из факторов так думать связан с режимом свободного порта Владивосток, с помощью которого Советская Гавань и Ванино хотят привлечь новые инвестиции. С другой стороны возникнут вопросы к руководству региону – как они смогли допустить тот факт, что два муниципалитета хотят сбежать от него, - считает эксперт.

Еще один эксперт на условиях анонимности заявил АмурПРЕСС, что региональное правительство должно активно работать с бизнесом на благо жителей Ванино-Совгаванского промышленного узла. Заключать с ним договора социально-экономического партнерства, привлекать деньги больших магнатов для решение самых актуальных местных проблем. Необходимо активно работать с правительством РФ и феждеральными институтами развития для привлечения в регион дополнительных средств. Но нынешнее правительство Хабкрая и губернатор Фургал оказались недоговороспособными, больше пугают инвесторов непродуманными решениями, чем заинтересовывают их во взаимовыгодном сотрудничестве. А страдают, и с каждым днем все больше, простые жители Хабаровского края.

 

 

 

 

 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время